Постановление Конституционного Суда РФ от 26 февраля 2024 г. N 8-П
Конституционный Суд РФ рассмотрел вопрос о конституционности п. 6 ст. 367 ГК РФ. Этой нормой установлено, в частности, что в тех случаях, когда договором поручительства не определен срок, на который оно дано, поручительство прекращается, если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения основного обязательства не предъявит иск к поручителю.
Заявителю по настоящему делу было отказано в удовлетворении требований к поручителю на том основании, что он предъявил иск за пределами указанного годичного срока. При этом суды отклонили довод о том, что ранее кредитор своевременно обратился за выдачей судебного приказа, который впоследствии, уже по истечении срока на предъявление иска, был отменен в связи с поступлением возражений должника. Все судебные инстанции пришли к выводу, что в силу прямого указания закона вопрос о действии поручительства зависит от даты предъявления именно иска.
По мнению заявителя, такое правовое регулирование ставит в неравное положение кредиторов, которые обращаются за защитой своего права в исковом порядке, и тех, на кого с учетом размера требования (до 500 000 руб.) распространяются правила о приказном производстве.
По результатам рассмотрения дела КС РФ признал оспариваемую норму не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему смыслу она предполагает, что в тех случаях, когда кредитор предъявил свое требование в предусмотренный ей годичный срок в порядке приказного производства, но впоследствии по истечении этого срока судебный приказ был отменен в связи с поступлением возражений поручителя, поручительство не может считаться прекратившимся.
Иной подход, по мнению КС РФ, поощрял бы недобросовестного поручителя к уклонению от исполнения обязательства в расчете на последующую отмену судебного приказа за пределами срока на предъявление кредитором иска.