Страховым компаниям разрешили досрочно прекращать договор, если при его заключении клиент предоставил ложные или неполные сведения. Например, увеличил свой водительский стаж или не сообщил, что планирует использовать машину как такси. Еще ВС указал, что после проведения ремонта страховщики могут распоряжаться старыми запчастями по своему усмотрению.
Разъяснения Пленума Верховного суда об ОСАГО заменяют собой прежние постановления, которые были приняты в 2015 и 2017 годах.
Новый проект постановления «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» впервые рассмотрели 18 октября, но после обсуждения Пленум ВС отправил документ на доработку (подробнее — Пленум ВС реформирует практику по ОСАГО). Ко «второму чтению» в проект внесли изменения, а некоторые пункты, которые содержали повторы, вовсе исключили. Об этом рассказал докладчик и судья ВС Андрей Марьин. В итоговый текст вошло 139 положений. Марьин подробнее остановился на доработанных разъяснениях.
П. 6 гласит, что страховщик может досрочно прекратить договор об ОСАГО, если при его заключении клиент предоставил ложные или неполные сведения. Пленум ВС разъяснил, что понимать под такой информацией. Это данные, при предоставлении которых договор со страхователем не заключили бы совсем или подписали его на иных условиях. Например, стаж вождения или использование машины как такси.
Договор в таких ситуациях прекращается с момента получения соответствующего уведомления от страховой компании.
При переходе прав собственности на машину новый владелец должен оформить ОСАГО. При этом прежний собственник может расторгнуть договор страхования и вернуть часть выплаченной премии.
В п. 9 указано, что ответственность нового владельца или лиц, которые сели за руль, не будет считаться застрахованной по договору ОСАГО прежнего собственника.
В документе появился новый п. 10. В нем сказано, когда действия договора ОСАГО будут досрочно прекращены. Это возможно в случае смерти страхователя или собственника машины, ликвидации юрлица (если она выступала в качестве страхователя), ликвидации страховщика или утраты ТС и иных случаях, предусмотренных законом.
Причем прекратить договор в связи с гибелью машины можно только после того, как страховая компания получила информацию от ГИБДД о снятии авто с учета после утилизации.
П. 46 гласит: если в ДТП виновны несколько водителей, то их страховщики выплачивают возмещение в равных долях. При несогласии с суммой потерпевший может обратиться с иском о взыскании недостающей части. В таких спорах суд должен установить степени вины каждого из виновников столкновения и с учетом этого взыскать деньги.
Исходя из п. 60 после ремонта поврежденного авто и замены запчастей страховщик может распорядиться поврежденными деталями по своему усмотрению. Если иное не предусмотрено соглашением с потерпевшим.
Виновник ДТП гасит разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, когда суммы, выплаченной страховой, не хватает для полного погашения причиненного вреда.
В некоторых ситуациях суд может уменьшить сумму, взыскиваемую с виновного водителя. Так можно поступить, если есть более разумный и распространенный способ восстановления ТС либо если с учетом стоимости новых деталей машина потерпевшего значительно улучшится, а ее стоимость увеличится.
Право на получение страхового возмещения или компенсационной выплаты в счет возмещения вреда можно передать по договору уступки согласно п. 67. При этом передача прав потерпевшего по договору ОСАГО возможна только с момента наступления страхового случая.
Источник: постановление Пленума ВС «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»