С должника нельзя взыскать исполнительский сбор, если задержка в погашении долга произошла из-за опечатки в судебном решении
Постановление Конституционного Суда РФ от 1 июня 2023 г. N 29-П
Конституционный Суд РФ подтвердил конституционность ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, которая определяет порядок исчисления срока для добровольного исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе.
Поводом для рассмотрения этого вопроса послужила жалоба организации, с которой в связи с неисполнением в добровольном порядке судебного решения был взыскан исполнительский сбор. Поскольку задержка в исполнении возникла из-за допущенной в резолютивной части решения опечатки (неправильно указан размер взысканной суммы) и необходимости обращения в суд для ее исправления, должник полагал, что срок добровольного исполнения должен исчисляться не с даты получения им первоначального постановления судебного пристава о возбуждении исполнительного производства, а со дня, когда он получил сведения о внесении в это постановление изменений после исправления опечатки в судебном решении. Однако суды, рассматривавшие жалобу должника на постановление о взыскании исполнительского сбора, с этими доводами не согласились.
По результатам рассмотрения дела КС РФ пришел к выводу, что оспариваемая норма не противоречит Конституции РФ. Она предполагает, что до истечения пяти дней с даты получения должником информации об устранении неточностей, которые имелись в судебном решении, исполнительном документе либо в постановлении о возбуждении исполнительного производства, касались размера задолженности или порядка исполнения и объективно не позволяли должнику надлежаще исполнить его обязанность (притом что исправление соответствующей ошибки было инициировано должником в разумный срок после получения сведений о возбуждении исполнительного производства), срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может считаться истекшим. Данное толкование, как указал КС РФ, не затрагивает решения вопроса об исчислении срока для добровольного исполнения в иных целях, не связанных с взысканием с должника исполнительского сбора, поскольку это выходило бы за пределы предмета рассмотрения в настоящем деле.