Согласно плана работы судебного участка № 4 Дзержинского района г. Оренбурга на 2 полугодие 2017 года и во исполнение его было проведено обобщение судебной практики рассмотрения материалов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ за 2017 год.
Цель обобщения: изучение практики назначения наказаний по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ на судебном участке, выявление проблем в правоприменении указанной статьи и внесение предложений по своевременности рассмотрения дел об административных правонарушений по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и предупреждению административных правонарушений данной категории, выявление случаев прекращения производства по делам указанной категории и причины прекращения производства.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Согласно с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с ч.1 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.25 КоАП РФ рассматривают мировые судьи.
Так, были изучены 154 дела об административных правонарушениях по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, рассмотренные мировым судьёй судебного участка № 4 Дзержинского района г. Оренбурга и мировыми судьями Дзержинского района г. Оренбурга, исполняющими обязанности мирового судьи судебного участка № 4 Дзержинского района г. Оренбурга за период с 09.01.2017 года по 22.12.2017 года. Все протоколы об административных правонарушениях рассмотрены в установленные законом сроки.
По 154 протоколам об административных правонарушениях назначены наказания: в виде административного штрафа в двойном размере, либо не менее 1000 рублей - 128, в виде административного ареста - 14.
По данным анализа статистических показателей наблюдается следующее:
Наибольшее количество протоколов по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ составляется сотрудниками ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское».
Из общего количества поступивших на судебный участок протоколов об административных правонарушениях по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ:
- 88 протоколов были составлены инспекторами дорожно-патрульной службы ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское»;
- 25 - сотрудниками ОП № 3 МУ МВД России «Оренбургское»;
- 18 - ОСП Дзержинского района г. Оренбурга;
- 11 – сотрудниками Специализированной роты ДПС ГИБДД ОР УМВД России по Оренбургской области;
- 3 – Оренбургским ЛО МВД на транспорте;
- 3 - ЦАФАП в области дорожного движения Оренбургской области, и др.
За указанный период передано по подсудности 7 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Так, 17.03.2017 года на судебный участок № 4 Дзержинского района г. Оренбурга на рассмотрение поступило дело об административном правонарушении в отношении Б.В. В соответствии с ст. 29.1 КоАП РФ, судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос- относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; по которому в случае необходимости выносится определение: о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.
Согласно ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. С учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении N 5 от 25 марта 2005 года объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, характеризуется бездействием лица, на которое возложена обязанность по уплате административного штрафа, территориальная подсудность таких дел определяется местом, где должна быть выполнена соответствующая обязанность. Учитывая, что обязанность по уплате административного штрафа лежит на конкретном лице, местом совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следует считать место жительства лица, не уплатившего административный штраф. Поскольку местом жительства лица, привлекаемого к административной ответственности является г. ***, ул. ***, д. *** кв. ***, т.е. указанный адрес места совершения административного правонарушения в соответствии с Законом Оренбургской области «Об установлении границ судебных участков мировых судей, судей на территории Оренбургской области» включен в дислокацию мирового судьи судебного участка № *** *** района г. ***, протокол и материалы подлежат передаче на рассмотрение по подведомственности данному мировому судье.
За период с 09.01.2017г. по 22.12.2017г. прекращены производством 5 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении № *** от ***г. Г.И.Н. не уплатил административный штраф, наложенный по постановлению мирового судьи судебного участка № *** *** района г. *** от *** г. в сумме *** рублей в срок, установленный КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, Г.И.Н. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснил суду, что уплатил административный штраф наложенный по постановлению мирового судьи своевременно, предоставил квитанцию, подтверждающую оплату штрафа на сумму *** руб.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить штраф не позднее 60 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки предоставленного для уплаты штрафа, и после истечения данного срока в случае неуплаты штрафа усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым определенная обязанность не была выполнена к определенному правовым актом сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока, т. е с 61 дня.
Постановление мирового судьи судебного участка № *** *** района г. *** от *** г. вступило в законную силу *** г.
В материалы дела Г.И.Н. предоставлен чек-ордер по операции в ОАО Сбербанк России, из которого следует, что *** г. Г.И.Н. были перечислены денежные средства в размере - *** рублей, указан получатель платежа (***), номер счета ***, следовательно, административный штраф уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с п.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
На основании изложенного, исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 4 Дзержинского района г. Оренбурга, постановил дело об административном правонарушении в отношении Г.И.Н., обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
При назначении наказаний мировым судьей учитывается характер совершенного лицом, привлекаемым к административной ответственности, административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Назначение административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ максимально индивидуализировано в отношении каждого лица, привлекаемого к административной ответственности.
Однако, имеются проблемы в правоприменении ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, поскольку санкция данной статьи предусматривает такую меру наказания как административный арест.
Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ предусмотрено рассмотрение дел данной категории в день получения протокола.
В соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Местом совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.25 КоАП РФ является место жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, в случае совершения лицом правонарушения по неуплате штрафа по постановлению органа, находящегося в другом населенном пункте или регионе, протокол об административном правонарушении передаётся судье в нарушение п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ, то есть не немедленно после составления протокола, а направляется по почте.
Получение мировым судьёй по почте протокола, по которому предусмотрено наказание в виде административного ареста делает проблематичным выполнение требования ст. 29.6 КоАП РФ о рассмотрении протокола в день его получения.
В протоколах не всегда указываются номер телефона лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или его место работы, что вызывает сложности при вызове и извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебное заседание.
Кроме того, при составлении таких протоколов, органами, находящимися в другом регионе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, из-за дальности расстояния или ограниченности во времени, только извещаются, но не присутствуют при составлении протокола. Непосредственно после составления протокола должностные лица, составившие протокол направляют его в суд, а копию лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, тем самым, нарушая его право представить объяснения и замечания по содержанию протокола.
Как было установлено при изучении административных дел по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, одной из мер наказания за совершения данного правонарушения является административный арест.
Назначение административного наказания в виде административного ареста обосновывается тем, что лица, привлекаемые за неуплату штрафа, в большинстве своём не работают, отрицательно характеризуются по месту жительства, неоднократно привлекались к административной ответственности, в том числе и - за неуплату штрафа. При назначении наказания в виде исключительной меры административного наказания - ареста мировым судьей также учитываются: отсутствие у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, реальной возможности исполнить административное наказание в виде административного штрафа в виду отсутствия постоянного источника дохода; неоднократное привлечение к административной ответственности за аналогичные правонарушения; мнение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Вывод: Анализ судебной практики рассмотрения материалов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ на судебном участке № 4 Дзержинского района г. Оренбурга показал, что основной мерой наказания за совершение такого административного правонарушения как неуплата административного штрафа является штраф. В основном за неуплату штрафов, привлекаются лица, совершившие различные правонарушения в области дорожного движения (Глава 12 КоАП РФ).
Помощник судьи Л.А. Галюта