Нормы ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за неуплату родителем (трудоспособными детьми) без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (нетрудоспособных родителей), в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.

Таким образом, существенными признаками объективной стороны данного правонарушения являются: - период, в течение которого допущен факт неуплаты алиментов; - отсутствие уважительных причин для неуплаты алиментов, -а также то, что факт неоплаты алиментов допущен в нарушение порядка, предусмотренного решением суда или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов

По части 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ за 8 месяца 2024г. окончено производством 12 дел.

Объективная сторона

Статьей 5.35.1 КоАП РФ устанавливается ответственность за неуплату родителем (ч. 1) либо совершеннолетними трудоспособными детьми (ч. 2) без уважительных причин средств на содержание детей (ч. 1), нетрудоспособных родителей (ч. 2) в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.

Изучение показало, что во всех делах вмененный период неуплаты составлял более двух месяцев.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года, Верховным Судом РФ были даны разъяснения по данному вопросу. В Обзоре указано, что, поскольку способом совершения административного правонарушения является бездействие, выраженное в неуплате без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, указанное правонарушение является длящимся и будет считаться оконченным с момента его выявления (обнаружения) либо добровольного прекращения лицом действий по неуплате средств на содержание детей.

Вопросы подведомственности

Исходя из положений ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях по ст. 5.35.1 КоАП РФ рассматриваются мировыми судьями.

Территориальная подведомственность дел данной категории регулируется ст. 29.5 КоАП РФ, согласно которой дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Однако анализ объективной стороны данного административного правонарушения свидетельствует о том, что оно совершается в форме бездействия.

В связи с этим при определении территориальной подсудности рассмотрения дел данной категории необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в подп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5, согласно которым территориальная подсудность дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, должна определяться местом жительства физического лица.

При изучении дел данной категории ошибок в территориальной подведомственности не выявлено.

Давность привлечения к административной ответственности

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ имеет 3-годичный срок давности привлечения к административной ответственности. Все дела рассмотрены в пределах срока.

Субъектный состав

Из рассмотренных в 2024 г. 161 дел, предусмотренных ст. 5.35.1 КоАП РФ, окончено производство по 161 делам.

Субъектами дел об административных правонарушениях являются физические лица, в связи с этим в силу положений ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ им должно быть обеспечено право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Судьей разъясняются права и обязанности лицам, привлекаемым к административной ответственности. В материалах дела имеются протоколы разъяснения прав, в которых указано о том, что лицу разъяснялись ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ.

Потерпевший - как участник процесса

В соответствии с ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим признается лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Исходя из ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

Согласно ч. 4 ст. 25.3 КоАП РФ законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.

В связи с указанными нормами, потерпевшими по данной категории дел следует признавать как самого ребенка, на содержание которого взысканы алименты, так и родителя (лица, его заменяющего), в пользу которого взыскиваются алименты.

Если ребенок находится в социальном учреждении, потерпевшим признается сам несовершеннолетний ребенок, поскольку при нахождении ребенка в социальном учреждении алименты поступают на счет несовершеннолетнего, что исключает причинение вреда имуществу учреждения. Поэтому правильной является позиция, когда представитель учреждения, в котором находится несовершеннолетний, привлекается в качестве его законного представителя, а не в качестве потерпевшего.

Судебным приставом-исполнителем опрашиваются потерпевшие (законные представители), материалы дела содержат их объяснения, при этом потерпевшим разъясняются их процессуальные права и обязанности.

В основном это обусловливается работой судебного пристава: от потерпевшего имеется либо заявление о привлечении к административной ответственности, либо объяснение, в котором отражено мнение потерпевшей о привлечении должника к административной ответственности, телефонограмма об уведомлении о возбуждении дела об административном правонарушении, расписка об извещении о рассмотрении дела в суде, заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях

Санкция ч. 1 и 2 статьи 5.35.1 КоАП РФ предусматривает назначение обязательных работ либо административный арест или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест.

КоАП РФ связывает производство по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного ареста, с необходимостью исполнения лицами, осуществляющими производство по делу, ряда специальных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест как связанное с лишением лица свободы, а потому наиболее строгое административное наказание, применяемое к гражданам, может быть назначен в исключительных случаях и только судьей.

Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ).

Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении - в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

В силу ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.

Изучение дел показало, что судебные приставы в день составления протокола об административных правонарушениях передают его вместе с административным материалом на рассмотрение в суд.

Кроме того, требования ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ о том, что дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, должно быть рассмотрено мировым судьей в день получения протокола об административном правонарушении либо отложено с указанием причин.

Мировой судья назначает рассмотрение дела в день поступления материала.

Доказательства по делу об административном правонарушении

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу требований ст. 26.2 КоАП РФ указанные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств по делу об административном правонарушении, к которым относятся протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

При рассмотрении дел данной категории является обязательным наличие в материалах дела следующих сведений:

1. Статьей 5.35.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неуплату алиментов в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, в связи с этим материалы дела должны содержать сведения об основаниях возбуждения исполнительного производства (судебный приказ, решение о лишении родительских прав, решение об установлении отцовства). Выяснение указанных обстоятельств образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35.1 КоАП РФ.

2. Сведения о возбуждении исполнительного производства и предупреждениях судебного пристава-исполнителя, период формирования и размер задолженности по алиментам (постановление о возбуждении исполнительного производства, расчет задолженности).

3. Поскольку в соответствии с п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 и ст. 14.52 настоящего Кодекса);

- в материалах дела должны присутствовать рапорт судебного пристава-исполнителя или акт об обнаружении административного правонарушения, либо заявление потерпевшего о привлечении лица к административной ответственности, его письменные объяснения или опрос в судебном заседании, а также сведения об уведомлении потерпевшего о возбуждении дела об административном правонарушении и его отношение к данному факту.

Поскольку неоднократность совершения данного правонарушения влечет уголовную ответственность, установление факта неуплаты алиментов является обязательным.

4. Согласно статье 5.35.1 КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности за неуплату алиментов в том случае, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Частью 1 ст. 157 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В связи с вышеуказанными нормами, чтобы исключить наличие повторности деяния по ст. 5.35.1 КоАП РФ, судья при рассмотрении дела об административном правонарушении по ст. 5.35.1 КоАП РФ проверяет, привлекалось ли данное лицо к административной ответственности по этой статье ранее. В связи с этим в материалах дела обязательно должны содержаться данные сведения (карточка правонарушений, справка из информационной базы данных).

5. Характеризующий материал в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности (сведения о работе, месте жительства, наличии несовершеннолетних детей, судимости).

6. Сведения о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, знало о своей обязанности по уплате алиментов на содержание ребенка (расписки о получении судебного приказа, уведомлении о возбуждении исполнительного производства и т.д.).

Назначение наказания

За 3 квартал 2024 г. всего на судебный участок поступило 12 дел по части 1 статье 5.35.1 КоАП РФ, из них:

- по 12 делам назначено наказание в виде обязательных работ.

Санкция ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривает наказание в виде обязательных работ на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

Статья 5.35.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, следовательно, административное правонарушение направлено против интересов несовершеннолетнего. В данном случае наличие несовершеннолетнего ребенка, которому лицо, привлекаемое к административной ответственности, не выплачивает алименты, не может быть признано в качестве смягчающего обстоятельства.

Следует отметить, что в данной статье законодатель устанавливает арест в качестве более строгого наказания, чем обязательные работы.

Постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста судьей не были вынесены.