Обобщения и стат. отчёты

  • Обобщение по итогам работы мировых судей Дзержинского района г. Оренбурга в 2020 году
    Читать

             Согласно штатному расписанию на  территории Дзержинского района г. Оренбурга в 2020 году осуществляли правосудие 9 мировых судей. За прошедший период на  судебный участок № 8 вместо мирового судьи Петрушова А.А. была назначена Челпаченко Е.А.
             На период отсутствия мировых судей (отпуск, больничный) установлена их взаимозаменяемость (определены три пары и одна тройка судей). Аппарат мировых судей выполняет обязанности только за свой участок, с учетом отпусков и вакансий на участках постоянно работали, как минимум, 2 сотрудника аппарата, в исключительных случаях - один.
             В 2020 году мировыми судьями Дзержинского района г. Оренбурга проделана значительная работа по осуществлению правосудия и достигнуты следующие результаты:
            Уголовных  дел:
             За указанный период мировыми судьями Дзержинского района г. Оренбурга рассмотрено – 281 уголовное дело.
             Осуждено – 192 лица.
             Постановлен 1 оправдательный приговор в отношении 1 лица по делу частного обвинения (на судебном участке № 4).
             79 дел прекращено производством, из них 15 — в связи с примирением с потерпевшим, по 50 делам назначены судебные штрафы; по 8 делам истек срок давности привлечения к уголовной ответственности, 2 дела прекращено в связи со смертью, по 3 делам применены меры воспитательного характера, 1 дело прекращено в связи с установленной невменяемостью подсудимого.
              9 дел направлено по подсудности.
             На конец отчетного периода остаток не рассмотренных дел составил 32 уголовных дела, из них 1 дело находились в производстве суда свыше 2-х месяцев: приостановлено в связи с розыском подсудимого. В настоящее время подсудимый задержан, ожидается этапирование.   
             1 дело было возвращено прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ в связи с не признанием вины в совершенном преступлении подсудимым по делу, дознание по которому проводилось в сокращенной форме.
     
             С нарушением процессуальных сроков, предусмотренных законодательством  дела не рассматривались.
     
    Гражданских  дел:
     
    Всего окончено производством – 32 394 дела
    из них:
    - с вынесением судебного приказа – 30778 дел,
    - в исковом порядке – 1616 дел.
     
    Всего рассмотрено административных дел по КАС РФ - 7093 дела (все в порядке приказного производства).
     
             Общий остаток гражданских дел на конец отчетного периода составил 67 дел.
             С нарушением установленных ГПК РФ, КАС РФ сроков дела не рассматривались.
     
    Дел об административных правонарушениях:
     
             Рассмотрено 6649 дел в отношении такого же количества лиц, остаток нерассмотренных - 253 дела.
             Дел с нарушением установленного КоАП РФ срока не зафиксировано.
     
    По сравнению с аналогичным периодом 2019 года отмечено:
    - уменьшилось количество рассмотренных уголовных дел на 44 дела (в 2019 году рассмотрено 325 дел), то есть на 13,54 %, что связано с изменением подсудности. Количество дел, рассмотренных в общем порядке уголовного судопроизводства, уменьшилось не значительно: в 2019 году было 104 дела (32 % от общего числа рассмотренных), в 2020 году 102 дела (36 % от общего числа рассмотренных);
    - по сравнению с 2019 годом произошло незначительное уменьшение количества рассмотренных дел об административных правонарушениях на 123 дела (в 2019 году – 6772 дела), что на 1,82 % меньше количества рассмотренных в прошлом году.
    - значительно, четвертый год подряд увеличилось количество гражданских дел на 6776 дел (15 234 дела в 2017 году,  21 120 дел в 2018 году, 25618 дел в 2019 году, 32 394 дела в 2020 году), что составляет на 26,45 % больше в сравнении с АППГ.  При этом, не учитывая количество дел, рассмотренных в порядке приказного производства по КАС РФ, что составляет 7093 дел. Количество рассмотренных административных дел увеличилось на 29,84 % по сравнению с 2019 годом (5463). Увеличение количества рассмотренных гражданских дел связано с тем, что при взыскании задолженности по коммунальным платежам подаются приказы на каждого долевого должника отдельно. Кроме того, период, за который производится взыскание, произвольно сокращается взыскателем до 2-3 месяцев.
      По нагрузке судебные участки Дзержинского района г. Оренбурга распределились следующим образом:
     
    по уголовным делам:
    1 место - с/у 6 – 58 дел; 
    2 место - с/у 7 –  35 дел;
    3 место - с/у 1 – 33 дела;
    4 место - с/у 4 – 32 дела;
    5 место - с/у 8 – 28 дел;
    6-7 место - с/у 5 – 26 дел;
    6-7 место – с/у 9 – 26 дел;
    8 место с/у 2 – 25 дел;
    9 место - с/у 3 – 18 дел.
    При этом нагрузка по рассмотрению уголовных дел выше среднеобластного показателя только на с/у № 6 – 5,5 % (среднеобластной – 3,9 %).
    по гражданским делам рассмотрено с вынесением решения:
     
    1 место с/у 3 – 4254 гражданских дел (приказы – 4135, иски – 119);
    2 место с/у 1 – 4188 гражданских дела (приказы– 3973, иски – 215);
    3 место с/у 4 – 4140 гражданских дел (приказы – 3950, иски – 190);
    4 место с/у 8 – 4027 гражданских дел (приказы – 3875, иски – 152);
    5 место с/у 2 – 3977 гражданских дел (приказы – 3728, иски – 249);
    6 место с/у 9 – 3428 гражданских дел (приказы – 3257, иски – 171);
    7 место с/у 7 – 3078 гражданских дел (приказы – 2872, иски – 206);
    8 место с/у 5 – 2652 гражданских дела (приказы– 2498, иски– 154);
    9 место с/у 6 – 2650 гражданских дела (приказы – 2490, иски – 160).
    При этом нагрузка по рассмотрению гражданских дел значительно выше среднеобластных показателей  на участках №№ 3, 1, 4, 8, 2, 9  (405,1 %, 398,9 %, 394,3 %, 383,5 %, 378,8 %, 326,5% соответственно), при среднеобластном показателе 311,9 %.
    Следует отметить, что из общего количества рассмотренных в порядке искового производства дел, решения выносились по 1616 делам, при этом было составлено по заявлению участников процесса 141 мотивированных решения, что составляет 8,73 %.
    по административным делам, рассмотренным по КАС РФ:
    1 место - с/у 7 – 915 административных дел;
    2 место - с/у 4 – 907 административных дел;
    3 место - с/у 2 – 893 административных дела;
    4 место - с/у 9 – 843 административных дела;
    5 место - с/у 1 – 830 административных дел;
    6 место - с/у 8 – 715  административных дел;
    7 место - с/у 5 – 711 административных дел;
    8 место - с/у 3 – 647 административных  дел;
    9 место - с/у 6  – 632 административных дела.
     
    При этом нагрузка по рассмотрению административных дел выше среднеобластных показателей на всех участках, кроме                        с/у № 6 (60,2) и № 3 (61,6) – среднеобластной показатель 63,5.
     
    по делам об административных правонарушениях:
     
    1 место – с/у 1 – 1021 дело;
    2 место - с/у 7 – 824 дела;
    3 место - с/у 5 – 781 дело;
    4 место - с/у 2 – 775 дел;
    5 место - с/у 6 – 731 дело;
    6 место - с/у 3 – 706 дел;
    7 место - с/у 9 – 681 дело;
    8 место - с/у 4 – 644 дела;
    9 место - с/у 8 – 486 дел.
     
    При этом нагрузка по рассмотрению дел об административных правонарушениях  выше среднеобластных показателей на судебных участках  № 1 (97,2 %) и № 7 (78,5%). Среднеобластной показатель 77,2 %.
     
    КАЧЕСТВО:
     
    За 2020 год отмен и изменений приговоров апелляционной инстанцией, влияющих на качество рассмотрения уголовных дел не было.
    За 2020 год было отменено 4 решения по гражданским делам.
     
    За 2020 год было отменено 12 постановлений по делам об административных правонарушениях, из них:
     
    8 дел - с прекращением производства,  4 дела – с направлением на новое рассмотрение.
     
    В 2020 году мировыми судьями по уголовным делам вынесено 5 частных постановлений, 9 информационных писем по делам об административных правонарушениях. Частных определений по гражданским делам не выносилось.
    В основном, частные постановления выносились в адрес сотрудников полиции в связи с ненадлежащей профилактикой преступлений, а по административному делу – в связи с нарушениями, допущенными при составлении протокола.
     
    По срокам сдачи дел в канцелярию судебных участков нарушений не выявлено.
    За указанный период на каждом участке проводилась аналитическая работа на основании планов работы, все запланированные мероприятия выполнены.
    Кроме того, на судебных участках было проведено 52 обобщения судебной практики по уголовным делам, делам об административных правонарушениях и гражданским делам.
     
    Взаимодействие по СМИ происходит посредством интернет-сайтов судебных участков.
    Кураторами Дзержинского районного суда г. Оренбурга были организованы ежеквартальные проверки мировых судей по вопросам своевременности рассмотрения гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях, оформлению дел, правильности составления процессуальных актов. В ходе проведенных проверок грубых нарушений не выявлено.
    Еженедельно организованы  занятия и оперативные совещания с судьями и аппаратом судебных участков по обсуждению изменений действующего законодательства, вопросов, возникающих при рассмотрении уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях (с учетом пандемии посредством мессенджера «Вайбер»).       
    Подводя итоги проделанной работы мировых судей Дзержинского района г. Оренбурга в 2020 году, необходимо наметить выполнение задач на первое полугодие 2021 года, к таким относятся:
    Активизация работы по уничтожению дел с истекшими сроками хранения в архивах судебных участках. За 2020 год архивариусами с участием сотрудников аппаратов судей было уничтожено дел меньше, чем рассмотрено (было уничтожено 39 117 дел, рассмотрено 46 417 дел).
    2) налаживание работы единой приемная мировых судей г. Оренбурга и Оренбургского района (38 участков),  с организацией выдачи через нее судебных документов.

  • Обобщение судебной практики по делам об административном правонарушении, предусмотренным ст. 12.26 КоАП РФ
    Читать

          Одной из категории дел об административных правонарушениях, рассмотренных мировыми судьями, являются дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.26 КоАП РФ.
            Частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
            В соответствии с п. 2.3.2 Правил дорожного движения водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. К таким должностным лицам в соответствии с п. 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.08.2013 N 716, относятся должностные лица и сотрудники ГИБДД УМВД РФ, а также участковые уполномоченные полиции. Ответственность по данной статье наступает лишь в случае отказа от прохождения медицинского освидетельствования. Отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения, проводимого сотрудником ГИБДД УМВД РФ, может рассматриваться как одно из оснований для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
    Согласно п. 11 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае отказа водителя от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии одного или нескольких закрепленных законодательством Российской Федерации признаков, несогласия его с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо наличия у водителя одного или нескольких закрепленных законодательством Российской Федерации признаков при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения такой водитель подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
    Обстоятельства, послужившие законным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование, должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (часть 4 статьи 27.12 КоАП РФ).
           Отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица либо медицинского работника о прохождении такого освидетельствования образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.26 КоАП РФ, и может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия, свидетельствующих о том, что водитель не намерен проходить указанное освидетельствование, в частности предпринимает усилия, препятствующие совершению данного процессуального действия или исключающие возможность его совершения, например отказывается от прохождения того или иного вида исследования в рамках проводимого медицинского освидетельствования. Факт такого отказа должен быть зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения или акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также в протоколе об административном правонарушении.
           Как следует из п. 13 вышеуказанного Постановления, в случае, когда лицо не имеет права управления транспортными средствами либо ранее лишено такого права за совершение иного, помимо предусмотренного частью 1 статьи 12.8 или частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ, административного правонарушения (например, за оставление в нарушение ПДД РФ места дорожно-транспортного происшествия), управляет транспортным средством в состоянии опьянения либо не выполнило законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, его действия следует квалифицировать соответственно по части 3 статьи 12.8 КоАП РФ либо части 2 статьи 12.26 данного кодекса. Дополнительная квалификация действий лица по части 1 либо по части 2 статьи 12.7 КоАП РФ в указанном случае не требуется.
            Субъектом рассматриваемых административных правонарушений является водитель. Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения, водитель - лицо, управляющий каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
             С субъективной стороны комментируемые правонарушения предполагают наличие у виновного прямого умысла.
    При выявлении административных правонарушений, предусмотренных ст.12.26 КоАП РФ, водитель отстраняется от управления транспортным средством (ст. 27.12 КоАП РФ). Проводится освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП РФ).
           Санкцией ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ предусмотрено  назначение наказания  в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
           Всего за 11 месяцев 2020 года на судебный участок № 4 Дзержинского района г.Оренбурга поступило 33 дела об административном правонарушении о привлечении лиц к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ. За отчетный период рассмотрено – 30 дел. Из них два материала переданы по подсудности. 28 дел рассмотрено с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. с лишением права управления транспортными средствами.
           Можно отметить, что нагрузка рассмотрения дел данной категории по сравнению с предыдущим годом увеличилась, так в 2019 года за аналогичный период (11 месяцев) на судебный участок № 4 Дзержинского района г. Оренбурга поступило 22 дела указанной категории. По всем делам вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. с лишением права управления транспортными средствами.

           Санкция ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ предусмотрено  назначение наказания  в виде административного арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.
              За 11 месяцев 2020 года на судебном участке №4 Дзержинского района г. Оренбурга было рассмотрено 4 дела по ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ. По всем четырем делам назначен административный арест – 10 суток.
             За аналогичный период в 2019 года на судебном участке №4 Дзержинского района г.Оренбурга поступило 5 дел о привлечении лиц к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ. По всем делам назначено наказание в виде административного ареста – 10 суток.
             Основными доказательствами, подтверждающими наличие у лица вины по ст. 12.26 КоАП РФ, является:
    - протокол об административном правонарушении, относящийся к основному источнику доказательств,
    - рапорт сотрудников ГИБДД,
    - объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности,
    - показания свидетелей, либо видеодиск, на котором зафиксирован факт отказа от прохождения освидетельствования и медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
    - акты освидетельствования на месте,
    - протокол о направлении прохождения медицинского освидетельствования,
    - акты медицинского освидетельствования, где был зафиксирован отказ от прохождения медицинского освидетельствования.

     Срок привлечения по делам об административном правонарушении предусмотренные ст. 12.26 КоАП РФ составляет в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ – 1 год.
     Все дела об административном правонарушении данной категории рассмотрены на судебном участке с соблюдением срока. 
     
     
    Помощник мирового судьи
    судебного участка №4
    Дзержинского района г.Оренбурга                                     Д.Ю. Утарбаева

  • ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ Ч.1 СТ. 15.6, СТ. 15.5 КОАП РФ, РАССМОТРЕННЫХ НА СУДЕБНОМ УЧАСТКЕ №4 ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА Г.ОРЕНБУРГА ЗА 6 МЕСЯЦЕВ 2020 ГОДА
    Читать

           Статья 15.6 ч.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
     
          Объектом административного правонарушения по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ является общественные отношения в сфере организации налогового контроля.
     
          Налоговый контроль производится должностными лицами налоговых органов в пределах установленной компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
     
          Объективная сторона правонарушения по данной статье характеризуется неисполнением в срок либо неполным или ненадлежащим исполнением обязанностей по представлению в налоговые органы документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
     
          Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. В п. 3 ст. 93 НК РФ указано, что истребованные документы должны быть предоставлены в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (см. также п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
     
          Кроме этого, налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели, согласно п. 2 ст. 23 НК РФ, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
    - обо всех случаях участия в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
    - обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:
    - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
    - в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;
    - обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):
    - в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);
    - в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения).
           Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 НК РФ, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
          Непредставление названных документов и (или) сведений образует объективную сторону состава правонарушения по ч. 1 ст.15.6 КоАП РФ.
          Объективную сторону правонарушения образуют случаи непредставления, несвоевременного, неполного представления либо представления искаженных сведений (документов и информации) не только налогоплательщиками, но и иными участниками налоговых правоотношений, за исключением указанных в ч. 2 ст.15.6 КоАП РФ, но только в случаях, когда обязанность по представлению этими субъектами сведений в налоговые органы и порядок их предоставления прямо предусмотрены в НК РФ.
          Субъектами правонарушения по ч. 1 ст.15.6 КоАП РФ являются граждане и должностные лица (главный бухгалтер (бухгалтер) организации, а при их отсутствии в штате - руководитель, если обязанность по представлению сведений в налоговые органы не возложена на иных работников, которым поручены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации (финансового директора, налогового менеджера, налогового контролера и т.п.)).
          Субъективная сторона данного правонарушения может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью. Отказ представить (направить) сведения подразумевает наличие вины в форме умысла. Непредставление сведений в установленный срок, а равно представление сведений в неполном объеме или искаженном виде подразумевает наличие вины как в форме умысла, так и неосторожности.
       Статья 15.5 КоАП РФ нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам)
          Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
          Согласно ст. 23 НК налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
           В соответствии со ст. 80 НК налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
          Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
          Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде.
          Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
         Пунктом 1 ст. 229 НК предусмотрено представление налоговой декларации следующими налогоплательщиками налога на доходы физических лиц:
    - физическими лицами, зарегистрированными в установленном действующем законодательством порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
    - частными нотариусами и другими лицами, занимающимися частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности;
    - физическими лицами - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
    - физическими лицами - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
    - физическими лицами - налоговыми резидентами РФ, получающими доходы от источников, находящихся за пределами РФ, - исходя из сумм таких доходов;
    - физическими лицами, получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов;
    - физическими лицами, получающими выигрыш, выплачиваемый организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), - исходя из сумм таких выигрышей.
          Налоговая декларация представляется указанными налогоплательщиками не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии со ст. 216 НК налоговым периодом признается календарный год.
          Согласно п. 2 ст. 229 НК лица, на которых возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.
           Статус налогоплательщиков налога на доходы физических лиц определен ст. 207 НК.
            Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 198 УК). Согласно примечанию к ст. 198 УК крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 тыс. руб., а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.
           Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 199 УК).
           Согласно примечанию к ст. 199 УК крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн. 500 тыс. руб., а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7 млн. 500 тыс. руб.
           Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» под включением в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах следует понимать умышленное указание в декларации любых не соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов.
          Доходы - это совокупный (общий) доход, полученный гражданином в календарном году как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды.
          Расходы - это понесенные гражданином затраты, влекущие в предусмотренных налоговым законодательством случаях уменьшение налогооблагаемой базы.
          Преступления, предусмотренные ст. 198 и 199 УК, считаются оконченными с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.
          Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов, таможенных органов.
     
             Всего за 6 месяцев  2020 года мировым судьей судебного участка № 4 Дзержинского  района г.Оренбурга рассмотрено 14 дел данной категории, 3 дела – направлено подсудности, к административной ответственности привлечены 9  лиц.
             Из числа лиц, подвергнутых наказанию по ч.1 ст.15.6, ст. 15.5 КоАП РФ назначено наказание в виде   административного штрафа  – 2 лицам; штрафы наложены на сумму 600 рублей.
            В апелляционном порядке дела данной категории не обжаловались.
             В сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, дела данной категории не рассматривались.
            Постановления по делам данной категории объявлялись немедленно по окончании рассмотрения дела.
            По всем административным делам копии постановлений, в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением в трехдневный срок. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол  в тот же срок.
     
     
            Помощник мирового судьи                                            Утарбаева Д.Ю.
     
  • ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ МИРОВЫМ СУДЬЕЙ СУДЕБНОГО УЧАСТКА № 4 ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА Г. ОРЕНБУРГА ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КРЕДИТНЫХ ДОГОВОРОВ И ДОГОВОРОВ ЗАЙМА, ЗА 1 КВАРТАЛ 2020 ГОДА
    Читать

            На  судебном участке № 4 Дзержинского района г. Оренбурга проведено обобщение судебной практики по гражданским делам за 1 квартал  2020 года по спорам, вытекающим из кредитных договоров и договоров займа.
           Целью проведения настоящего обобщения является изучение сложив­шейся судебной практики по данной категории дел, правильности примене­ния законодательства и выяснения проблемных вопросов, возникающих при рассмотрении споров указанной категории.
          Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения по денежным обязательствам на территории Российской Федерации, является ГК РФ.
          В соответствии с параграфом 1 гл. 42 части второй Гражданского кодекса РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
          Предметом доказывания по данной категории дел являются следующие юридически значимые обстоятельства: заключение договора займа в соответствии с требованиями закона; истечение срока договора займа; возврат заёмщиком суммы займа полностью или частично к установленному договором займа или законом сроку; уплата заёмщиком процентов на сумму займа полностью или частично к установленному договором займа или законом сроку; период просрочки возврата заёмщиком суммы займа полностью или частично к установленному договором или законом сроку; период просрочки уплаты заёмщиком процентов на сумму займа или законом сроку.
          Бремя доказывания указанных обстоятельств возложено законом на истца. Однако, ответчик, ссылающийся на полные либо частичные возврат суммы займа и (или) уплату процентов на нее, должен доказать данные обстоятельства. Истечение срока займа и периоды просрочки возврата заемщиком суммы займа и (или) уплаты процентов на нее как факты общеизвестные, связанные с исчислением времени, доказыванию не подлежат.
           В подтверждение договора займа и его условий могут быть представлены расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему заимодавцем определенной денежной суммы. Договор займа должен четко определять, какая сумма денежных средств и какое количество вещей передается заемщику, иначе он может быть признан незаключенным.
          Согласно параграфу 2 гл. 42 части второй Гражданского кодекса РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
           Юридически значимыми обстоятельствами являются: заключение кредитного договора; наличие у кредитора лицензии на осуществление банковских операций (заключение кредитных договоров); заключение кредитного договора в письменной форме в соответствии с требованиями закона; передача кредитором заёмщику суммы кредита; возврат заёмщиком суммы кредита полностью или частично к установленному кредитным договором или законом сроку; уплата заёмщиком процентов на сумму кредита полностью или частично к установленному кредитным договором или законом сроку; период просрочки возврата заёмщиком суммы кредита полностью или частично к установленному договором или законом сроку; период просрочки уплаты заёмщиком процентов на сумму кредита полностью или частично к установленному кредитным договором или законом сроку.
            Отличие наименований договора займа и кредитного договора условно, поскольку связано исключительно со специальным правовым статусом кредитора в кредитном договоре, каковым выступает банк или иная кредитная организация, имеющие лицензию на осуществление соответствующих банковских операций, а также определенным законом предметом кредитного договора - денежными средствами, но все же различия между кредитными договорами и договорами займа имеются.
          Кредитный договор в отличие от договора займа консенсуальный, то есть он вступает в силу с момента подписания, и двухсторонне-обязывающий. Договор займа является реальным - права и обязанности сторон возникают с момента передачи заемщику оговоренных сумм или вещей. Также отличие кредита от займа заключается в том, что кредитором может выступать только банк или иная кредитная организация, в то время как заем может выдать любой дееспособный субъект гражданского права. Кроме того, предметом кредитного договора, заключаемого с банком или иной кредитной организацией, являются только денежные средства, сумму которых и начисленные на них проценты заемщик обязуется возвратить по истечении установленного срока. Они могут быть предоставлены как в наличной, так и в безналичной форме, как в рублях, так и в иностранной валюте
         Согласно ст. 809 ГК РФ, договор займа может быть беспроцентным. Кредитные договора беспроцентными быть не могут. Что касается договора займа, то если он предполагается беспроцентным, в нем обязательно должна прозвучать формулировка о том, что «плата за пользование заемными средствами не взимается». В противном случае заимодавец или кредитор все равно могут потребовать уплаты процентов, и данные требования будут правомерными.
           Дела о взыскании задолженности по кредитному договору и по догово­ру займа относятся к распространенной ка­тегории рассматриваемых мировым судьей гражданских споров.
           В соответствии со статистическими данными за 1 квартал 2020 года мировым судьей судебного участка № 4 Дзержинского  района г. Оренбурга было рассмотрено 238 гражданских дела по спорам, вытекающим из договора займа и кредитных обязательств, из них:
    - по заявлениям банков и кредитных организаций о вынесении судебных приказов о взыскании задолженности с должников – 235 дел,
    - по искам  о взыскании задолженности по договору займа, кредитному договору  - 3 дела (из них 3  иска  удовлетворено).
            Как показывает судебная практика, исковые требования по спорам, вы­текающим из договора займа и кредитных обязательств в основном являются обоснованными, большая часть исков удовлетворяется судом.
            Изучение гражданских дел показало, что срок, установленный нормами гражданско-процессуального законодательства, для рассмотрения дел по спорам, вытекающим из договора займа и кредитных обязательств, судом со­блюдается.
          При изучении характера заявленных требований выявлено, что граждане и финансово - кредитные учреждения  обращались в суд со следующими требованиями:
    - о взыскании задолженности по кредитному договору;
    -  о расторжении кредитного договора;
    -о взыскании денежной суммы по договору займа;
    - о взыскании задолженности по договору о предоставлении кредитов в безналичном порядке и ведении банковского счета;
    - о взыскании задолженности по банковской (кредитной) карте;
    - о взыскании задолженности по основному долгу, процентов за пользование кредитом;
    -  о взыскании суммы займа, неустойки за просрочку возврата займа.
          Преобладающее большинство дел данной категории рассмотрено по искам и заявлениям о выдаче судебного приказа банковских учреждений к заемщикам и их поручителям о расторжении кредитных договоров.
           Обобщение судебной практики по спорам, вытекающим из договора займа и кредитных обязательств, показало, что мировым судьей судебного участка № 4 Дзержинского района правильно и единообразно применяются нормы законодательства. При этом в качестве главной задачи судьи выступает своевременное и в интересах сторон рассмотрение и разрешение споров о взыскании задолженности по кредитам и займам.
     
     
           Помощник мирового судьи                                                                Д.Ю. Утарбаева
     
  • ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПО Ч.1 СТ. 20.25 КОАП РФ ЗА 2019 ГОД, РАССМОТРЕННЫХ НА СУДЕБНОМ УЧАСТКЕ № 4 ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА Г. ОРЕНБУРГА
    Читать

            На судебном участке № 4 Дзержинского района г. Оренбурга проведено обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ за 2019 год.
           Целью настоящего обобщения является изучение практики рассмотрения административных дел по части 1 статьи 20.25   КоАП РФ   и внесение предложений по предупреждению административных правонарушений данной категории.
           Положениями части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
          В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
          Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
           Из системного толкования части 1 статьи 20.25 и статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить административный штраф не позднее шестидесяти дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа, и после истечения данного срока в случае неуплаты административного штрафа усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
           Правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (что встречается достаточно редко).
           Согласно п.12 ч. 5 ст.28.3 КоАП РФ  протоколы об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов, вынесших постановления о наложении административных штрафов, а по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судьями, протоколы составляют судебные приставы-исполнители. Кроме того, дела о нарушениях по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ  составляют должностные лица учреждений уголовно-исполнительной системы (п.5 ч.5 ст.28.3).                          
           За  2019 год  всего рассмотрено   713  дел об административных правонарушениях, из них 257 дел за совершение правонарушения  по  ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, что составляет   36 % от общего количества рассмотренных административных дел.
           В наибольшем количестве протоколы об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ направляются на рассмотрение мировому судье из ОБ ДПС ГИБДД  МУ МВД России «Оренбургское».
           Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
          Следует отметить, что в связи с отсутствие у должника постоянного места работы и источника дохода, суд применяет такой вид наказания как обязательные работы, так за 2019 год обязательные работы назначены 4 лицам.
          При назначении административного наказания   суд руководствуется общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности (ч. 1 ст. 4.1. КоАП РФ). При этом суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
           В указанный период дела об административных правонарушениях предусмотренных ст.20.25 ч. 1 КоАП РФ в апелляционном и надзорном порядке не обжаловались.
          На основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ  прекращено 5 административных дел (штрафы правонарушителями были уплачены своевременно, в установленный законом срок).
          Все дела рассмотрены с соблюдением  правил подсудности, т.е. по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности.   
           В правоприменительной практике при рассмотрении дел указанной категории возникают следующие  проблемы:
          Санкция данной статьи предусматривает такую меру наказания как административный арест. Частью 4 ст.29.6 КоАП РФ предусмотрено рассмотрение дел данной категории в день получения протокола.
          В соответствии со ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Местом совершения административного правонарушения, предусмотренного  ст. 20.25 КОАП РФ является  место жительства правонарушителя. Таким образом, в случае совершения  лицом правонарушения по неуплате штрафа по постановлению органа, находящегося в другом населенном пункте или регионе, протокол об административном правонарушении  передаётся судье в нарушение  п. 1 ст. 28.8 КОАП РФ, то есть не немедленно после составления протокола, а направляется по почте. Получение мировым судьёй по почте протокола, по которому предусмотрено наказание в виде административного ареста делает проблематичным  выполнение требования  ст. 29.6 КОАП РФ о рассмотрении протокола в день его получения.

         Выводы:   Проведенный анализ показал, что  дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ рассматриваются мировым  судьей с соблюдением сроков рассмотрения дел, процессуальные нормы выполняются, по всем материалам выносятся определения о назначении дела к слушанию. Постановления мирового судьи правонарушителю вручаются своевременно.
     
    помощник мирового судьи
    судебного участка № 4
    Дзержинского района г. Оренбурга                                             Д.Ю. Утарбаева